- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Конфликт между отдельными особями иногда может быть полезен для группы, сообщают ученые в статье, опубликованной в Science Advances. Отстаивая свои интересы, приматы тратят больше времени на принятие общего решения, которое в итоге оказывается более взвешенным и точным. Это противоречит распространенному мнению о том, что эгоистичный выбор всегда плох для сообщества.
В биологических системах отдельные особи часто вынуждены действовать в условиях неполной информации. Когда животные получают новые данные об окружающей среде, они меняют свое поведение соответствующим образом. В целом, такой «вычислительный процесс» происходит в два этапа: сначала особи накапливают информацию, а потом ее обобщают. Объяснить это можно на примере стаи обезьян, в которой животные пытаются выяснить, кто из них главный. Сначала приматы узнают, как дерутся их потенциальные соперники, а потом решают, вступать с ними в схватку или сразу подчиниться.
Чтобы выяснить, как обезьяны выбирают между альтернативами и принимают оптимальное решение, группа американских ученых под руководством Элеонор Браш (Eleanor Brush) построила экспериментальную модель. В ее основе лежит нейробиологическая модель «интегратора с утечкой», которая используется для изучения ситуаций, где принятие решение требует компромисса между точностью, временем и личными предпочтениями. В ней информация накапливается с небольшими потерями.
В качестве основной системы было взято сообщество обезьян. В модели животные должны были оценить распределение сил в стае — фактически, определить «боеспособность» своих потенциальных противников. Для этого приматам необходимо было как раз решить, стоит ли бороться с соперником или сразу сдаться.
Механизм принятия решения был следующим: исследователи не предполагали, что все члены стаи придут к единогласному решению, однако позиция отдельной особи учитывалась при составлении общего «рейтинга». Животное, узнавшее о способностях противника, посылало постоянный сигнал в алгоритме и данные о взаимном подчинении позволяли выяснить, какие члены стаи сильнее, а какие — слабее.
Авторы работы выяснили, конфликты между отдельными приматами в некоторых случаях могут быть полезны для группы. Нежелание обезьян сдаваться при столкновении с соперником приводит к тому, что на принятие решений уходит больше времени. В итоге животные могут точнее оценить силу потенциального противника. Это позволяет им принимать более взвешенные решения в отношении того, стоит ли вступать в борьбу или все-таки сдаться. Браш и ее коллеги отмечают, что результаты их работы дают важную информацию об эволюции механизмов обобщения информации, которая может быть использована при исследовании других социальных структур.
Социальные взаимодействия между приматами вызывают большой интерес у исследователей, в том числе и потому, что они позволяют выяснить, как развивалось наше общество. Так, исследователи нашлисхожие черты между поведением группы шимпанзе и ритуалами первобытных племен. Животные бросали камни в деревья и били по деревьям камнями, так что в дуплах и в пустотах между корней собирались кучи камней. Подобное поведение похоже на ритуалы древних людей, во время которых предметы собирались в определенных местах в течение продолжительного времени.
Кристина Уласович