- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Способность распознавать и называть запахи, по крайней мере отчасти обусловлена образом жизни людей, выяснили Асифа Маджид (Asifa Majid) из университета Нейменгена (Нидерланды) и Николь Крюспе (Nicole Kruspe) из Лундского университета. В статье, опубликованной в Current Biology они рассказывают, что представители племени охотников-собирателей, живущих в тропических лесах Малайзии, называют запахи и цвета с одинаковой легкостью, а люди из племени земледельцев по соседству могут назвать гораздо меньше запахов, чем цветов.
Ранее исследователи под руководством Асифы Маджид показали (1, 2), что способность распознавать запахи, возможно, обусловлена не только генетикой. Они изучали племена охотников-собирателей джахай, живущих в Малайзии, на полуострове Малакка. Исследователи провели эксперименты с участием джахаев и просили их назвать запахи и цвета, а потом провели такой же эксперимент с участием жителей США, с выборкой того же пола и возраста. Оказалось, что охотники-собиратели смогли назвать бóльшее количество запахов, чем жители индустриальной страны, даже если речь шла о запахах, знакомых людям западной культуры. Однако чем обусловлено это различие, было неясно.
В новой работе ученые решили исследовать не далеких друг от друга малайзийцев и людей индустриальной культуры, а близкородственные племена. Они изучали племя охотников-собирателей семок бери и племя семелаи, которые занимаются подсечным земледелием. Оба племени живут в тропических лесах на полуострове Малакка недалеко друг от друга и говорят на близкородственных языках. Интересно, что различный образ жизни обусловил и различные верования представителей двух племен. Охотники-собиратели часто ходят в лес поодиночке и не видят в этом проблемы. Земледельцы предпочитают появляться там группами. Кочевые семок бери называют запахи, когда им это нужно, в то время как у оседлых семелаи произносить названия запахов в лесу запрещено. Люди семок бери верят, что у каждого человека есть свой характерный запах, и в связи с этим существует ряд запретов, на смешение запахов. Например, если брат с сестрой садятся слишком близко друг к другу, это расценивается, как инцест. У племени семелаи такого верования нет.
Исследователи провели эксперименты, в которых просили представителей семок бери и семелаи называть цвета и запахи. Представители обоих племен без труда называли цвета, но с одинаковой легкостью называть цвета и запахи смогли только охотники-собиратели. Земледельцы повели себя аналогично жителям США из предыдущего исследования. Они с трудом называли запахи и часто использовали названия источника запаха: «пахнет, как что-то». Авторы работы заключают, что, вероятно, дело в культурных различиях. Охотники-собиратели живут в лесу, а земледельцы расчищают поляны для сельскохозяйственных культур, на краю которых и живут. То есть проводят границу между лесом и собственным поселением. Вероятно, это находит отражение и в культурных практиках. По мнению исследователей, в дальнейшем при исследовании обонятельных способностей людей стоит обращать внимание и на культурную составляющую.
Ранее лингвисты предположили, как в языках появляются слова, выражающие цветовосприятие. Оно происходит в соответствии с двумя параметрами: выделением объектов более «теплых» цветов на более «холодном» фоне и возникновением у носителей языка потребности различать одинаковые предметы по цвету.
Екатерина Русакова