- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Исследователи из Германии и Швеции изучили, можно ли считать боязнь змей и пауков врожденной особенностью человека. В исследовании участвовали дети в возрасте около шести месяцев. Ученые пришли к выводу, что страх перед змеями и пауками имеет эволюционное происхождение. При комбинации этого врожденного страха с другими факторами у человека может развиться фобия пауков или змей.
По разным оценкам, арахнофобией (боязнью пауков) страдают от 3,5 до 6% населения Земли.Исследование состояло из двух экспериментов. В первом опыте 16 детям в присутствии родителей показывали слайд-шоу, в котором чередовались пугающие и нейтральные изображения: например, пауки и цветы или змеи и рыбы. Во втором эксперименте приняли участие 32 младенца, их разделили на две равные группы. Первая смотрела только на изображения змей, вторая — на нарисованных рыб. Во время опыта инфракрасный трекер фиксировал изменения интенсивности расширения зрачков при виде разных изображений. Расширение и сужение зрачков связывают с работой норадренергической системы организма. Это совокупность нейронов, медиатором которой служит норадреналин. Он, как и адреналин, участвует в реакции «бей или беги», возникающей в ответ на пугающий стимул.
В ответ на изображения пауков и змей зрачки детей расширялись значительно сильнее, чем в ответ на нейтральные рисунки. При этом рисунки были одинакового размера и похожи по колориту. Комментирует одна из авторов работы Стефани Холь (Stefanie Hoehl): «При неизменных условиях освещения это изменение размера зрачков — важный сигнал активации норадренергической системы, которая отвечает за реакцию на стресс. Соответственно, даже младенцы испытывают стресс при виде этих животных». При виде паука зрачки младенцев расширялись в среднем на 0,14 мм, при виде цветов — на 0,03 мм. В случае змей и рыб разница оказалась меньше. Ученые связывают это с тем, что в обоих случаях на рисунках присутствовали животные. «Мы заключаем, что страх перед змеями и пауками имеет эволюционное происхождение. Как и у приматов, механизмы нашего мозга позволяют нам идентифицировать объект как паука или змею и отреагировать на него очень быстро», — поясняет Холь. Исследователи считают, что этот эволюционно заложенный страх может перерасти в фобию под воздействием других факторов. Например, усилить риск может страх родителей перед пауками или повышенная активность миндалевидного тела (амигдалы).
Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.