Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


Бонобо оказались «добрыми самаритянами»

Дата публикации: 2017-11-22 / Обсуждение [0]

Бонобо добровольно помогают незнакомым шимпанзе, даже когда их не просят об этом, выяснили исследователи из университета Дьюка. Ранее считалось, что такое поведение присуще только человеку. Открытие говорит в пользу гипотезы о том, что дружелюбное отношение к «чужим» у социальных животных могло развиться в ходе эволюции — например, как ответ на выгоду, которую несут новые социальные связи. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Карликовые шимпанзе бонобо (Pan paniscus) обитают в тропических лесах Центральной Африки. В отличие от обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) они менее агрессивны и редко используют войны как средство выяснения отношений. Считается, что в ходе эволюции могло произойти «самоодомашнивание» бонобо. Естественный отбор на пониженную агрессивность вызвал у них изменения поведения, морфологии и физиологии, аналогичные тем, которые наблюдаются у домашних животных.

Интересно, что бонобо относятся достаточно дружелюбно к незнакомым сородичам, например делятся с ними едой. Члены других групп рассматриваются и самцами, и самками как привлекательные партнеры. Кроме того, «незнакомцы» могут даже формировать союзы, получать приоритет в доступе к еде и высокий социальный статус в группе.

В новой работе исследователи решили выяснить, насколько просоциальное поведение карликовых шимпанзе близко к человеческому. Для этого они поставили эксперимент, в котором приняли участие 16 бонобо. Их помещали в специальный вольер, состоящий из двух комнат, которые были соединены парой тоннелей. В одной из клеток сидел незнакомец — обезьяна, которую остальные бонобо раньше не встречали. Над ней на веревке висел кусочек яблока: сквозь прутья его достать было нельзя, однако незнакомцу в этом помочь мог другой шимпанзе, находящийся снаружи. Ему достаточно было просто устранить препятствие, чтобы веревка стала длиннее, а еда упала к сородичу.

 

Экспериментальная установка

Jingzhi Tan, Dan Ariely & Brian Hare / Scientific Reports, 2017

В одном случае прутья клетки были достаточно широкими, чтобы обезьяна могла просунуть сквозь них руки и тем самым показать желание получить угощение. В другом случае экспериментаторы помещали шимпанзе в клетку с частыми прутьями, и он не мог подать сородичам знак. В контрольном испытании приматологи оставляли вторую клетку пустой. 

В среднем, бонобо в 2,8 раза чаще устраняли препятствие, мешающее яблоку упасть, когда в клетке сидел незнакомец. Результат оказался выше, когда прутья клетки были широкими и шимпанзе мог продемонстрировать желание. Однако даже если животные не могли попросить о помощи, бонобо все равно кормили их.

Дополнительный эксперимент показал, что карликовые шимпанзе могут быть склонны к социальному заражению. Когда 21 бонобо показывали зевающих сородичей, они зевали «в ответ» и когда видели членов своей группы, и когда видели незнакомых особей.

Исследование показывает, что просоциальное поведение у бонобо может быть непроизвольным, и они ведут себя дружелюбно по отношению к сородичам даже когда не ожидают награды. Такая черта, по мнению ученых, может развиваться у социальных видов, когда польза от связей с членами других групп перевешивает затраты. 

Интересно, что ближайшие родственники бонобо совсем не являются альтруистами. Обыкновенные шимпанзе достаточно равнодушны друг к другу и не склонны ни к особому альтруизму, ни к особой зловредности. Однако в некоторых ситуациях они способны сдерживать внутригрупповое соперничество ради взаимовыгодного сотрудничества.

Вообще приматологи изучают шимпанзе достаточно часто в попытках обнаружить у них зачатки психических свойств, обычно приписываемых только людям. Так, было установлено, что этим обезьянам свойственна врожденная склонность к использованию орудий, что у них есть зачатки первобытных ритуалов и даже зачатки рефлексии.

Кристина Уласович



Подготовлено по материалам nplus1