- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Физическая дистанция между членами группы — важный показатель социальных взаимоотношений. Границы личного пространства могут меняться от индивида к индивиду, а некоторые расстройства, вроде аутизма, сопровождаются проблемами с их соблюдением. Группа американских биологов на примере дрозофил показала, как меняется дистанция между особями в зависимости от уровня дофамина. Результаты опубликованы в журнале Biology Letters.
Физическое расстояние между плодовыми мушками варьируется как в зависимости от условий среды (например, времени суток), так и от генетики. На него может влиять и запах стресса (dSO), источаемый другими особями, но на способности источать запах и реагировать на него снова влияют среда и генетика. В то же время известно, что на социальное поведение людей и влияет и дофаминовая система: она участвует в принятии социальных решений и модулирует социальные взаимодействия. Роль этих нейромедиаторов в выборе дистанции и решили выяснить ученые. В частности, они решили проверить, влияют ли изменения в дофаминовой системе на избегание запаха стресса.
Для этого ученые вывели дрозофил (Drosophila melanogaster) с определенными генетическими мутациями, которые влияют на синтез дофамина, в частности, на экспрессию везикулярного транспортера моноаминов (VMAT) в допаминергических клетках. У особей без мутаций уровень дофамина изменяли с помощью биологически активных веществ (L-DOPA и 3-Iodotyrosine). Мух каждого генотипа рассадили по камерам, и замерили расстояния между особями в каждой из групп. То же самое сделали с мухами, которые принимали химические вещества. Данные по каждой группе сравнили с соответствующими контрольными группами.
Выяснилось, что экспрессия VMAT никак не повлияла на избегание запаха стресса, но повлияла на физическую дистанцию: мутации, снижающие уровень дофамина, влекли за собой ее увеличение, независимо от пола особей, но результат зависел от времени суток и ослабевал в вечернее время. Те мутации, в результате которых уровень дофамина увеличивался, влекли за собой снижение дистанции у самцов и ее увеличение у самок.
Влияние химических субстанций оказалось несколько иным: независимо от того, поднимался ли уровень дофамина в результате, или опускался, социальная дистанция неизменно росла как у самцов, так и у самок. Ученые также не обнаружили их влияния на избегание запаха стресса.
Резюмируя результаты, авторы заключают, что дофамин влияет на пространство между особями. Снижение эффекта в ночное время авторы связывают с ролью дофамина и везикулярного транспортера моноаминов в процессах засыпания и пробуждения. Различия между самцами и самками могут отражать различия в том, как генетические манипуляции меняют концентрацию дофамина в зависимости от пола особи.
Авторы полагают, что понимание того, как дофамин влияет на личное пространство дрозофил, может объяснить подобное поведение и у людей, и, возможно, это позволит лучше понять тех, по каким-либо причинам не склонен к социальным контактам.
Между тем, дофамин и ранее подозревали во влиянии на чувство одиночество и готовность создавать социальные контакты. Подробнее о дофамине и о том, как мутации дофаминовых рецепторов влияют на восприятие музыки и раздражительность, можно почитать здесь.Анна Зинина