- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Приматологи из Швейцарии и Южной Африки показали, что самки верветок поощряют участие самцов в драках, награждая грумингом тех, кто дрался лучше всех, и огрызаясь на тех, кто воздержался от участия в драке. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Верветки (Chlorocebus aethiops pygerythrus) — небольшие обезьяны из семейства мартышковых, живущие в Южной и Восточной Африке. Они живут смешанными группами, состоящими из самцов и самок, и регулярно участвуют в драках с соседними группами. В драках принимают участие и самцы, и самки, однако самцы обычно обладают большим «весом» в таких столкновениях, потому что они крупнее самок и имеют более длинные клыки. При этом непосредственное участие в каждой конкретной драке обычно принимает только часть группы, а остальные ее члены уклоняются от столкновения.
Ранее в исследованиях человеческих обществ было показано (на примерах нескольких обществ охотников-собирателей и фермеров, а также кочевников из народа туркана), что система поощрений и наказаний стимулирует мужчин кооперироваться для участия в войнах и межгрупповых столкновениях. Авторы данной статьи показали, что такая же система наград и наказаний может способствовать кооперации и в сообществах обезьян.
Авторы наблюдали за четырьмя группами верветок в Южной Африке, которые состояли из 1–7 самцов и 5–14 самок. Во время межстолкновений верветки проводят серию драк с небольшими периодами отдыха между ними. Оказалось, что во время отдыха самки избирательно занимались грумингом с теми самцами из их группы, которые участвовали в последней драке. При этом на тех самцов, которые воздержались от участия в драке, самки реагировали агрессивно, огрызаясь на них. Такие поощрения и наказания самки применяли не каждый раз: за несколько сотен драк таких взаимодействий произошло всего несколько десятков. Интересно при этом, что самки гораздо чаще применяли поощрения и наказания в тех случаях, когда они сами участвовали в драке. Также они чаще применяли поощрения и наказания в случаях, когда межгрупповые стычки происходили в местах с большим количеством ценной еды — например, вблизи деревьев с плодами.
И поощрения, и наказания имели незамедлительный эффект. И «награжденные», и «наказанные» самцы участвовали в драке, непосредственно следовавшей за отдыхом, гораздо более активно, чем обычно — то есть принимали участие в большем количестве «агрессивных эпизодов», чем тогда, когда этому не предшествовало поощрение или наказание от самки. Таким образом, самцов стимулировало к участию в драках как поощрение, так и наказание со стороны самок.
Ранее другая группа приматологов показала, что шимпанзе способны обуздывать внутригрупповое соперничество ради взаимовыгодного сотрудничества — причем для повышения кооперации они тоже используют наказание «уклоняющихся» от сотрудничества особей. Это открытие позволило опровергнуть представление о том, что сознательно обуздывать врожденное стремление к соперничеству ради благ, которые несет с собой сотрудничество с другими, способен только человек.
Софья Долотовская