- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Пауки и богомолы – самые известные примеры супружеского каннибализма: самка после спаривания съедает самца (хотя стоит заметить, что такой исход не обязателен, и самцу часто удаётся уйти). Считается, что таким образом самка обеспечивает себя достаточными ресурсами, чтобы сделать кладку. Но ведь то же самое можно сказать и про самца: жертвуя собой, он тем самым повышает вероятность того, что именно его потомство появится на свет и что его гены перейдут в следующее поколение.
Чтобы гипотеза о выгодном супружеском каннибализме стала более очевидной, её хорошо бы подтвердить экспериментальными цифрами. Именно это и сделали Уильям Браун (William D. Brown) из Государственного университета Нью-Йорка в Фредонии и Кэтрин Бэрри (Katherine L. Barry) из Университета Маккуори. Они взяли несколько самцов китайских богомолов Tenodera sinensis и накормили их пищей с радиоактивными изотопами, а затем отправили их спариваться с самками. Часть самцов сразу после спаривания отсаживали, а часть оставляли на «брачное съедение». (Тут стоит отметить, что сами по себе самки T. sinensis не слишком усердствуют в истреблении своих супругов: по статистике, поедать самца во время или после спаривания они начинают лишь в 20% случаев.)
Изотопы, съеденные самцами, позволяли оценить, сколько питательных веществ перешло от богомолов-отцов в яйца. В статье в Proceedings of the Royal Society B авторы пишут, что в кладке от богомолов, которых не съели, было 25,1% самцовых веществ, а вот в кладке, которую делал самка, съевшая своего кавалера, оказывалось 88,9% изотопов от самца. Иными словами, богомолы-отцы жертвуют собой действительно не впустую – их биологический материал идёт на производство потомства.
Насчёт самок следовало бы ожидать, что после съедения самца они отложат больше яиц. Так и происходило, но не сразу: богомолихи откладывают яйца порциями, и в первых таких порциях, которые следовали сразу же за актом супружеского каннибализма, количество яиц было прежним, а вот в последующих яйцевых «комплектах» их число в среднем увеличивалось в два раза. Самки способны сохранять сперматозоиды от самцов какое-то время внутри себя, так что яйца, отложенные после спаривания, всё равно будут оплодотворёнными. Сделать точную оценку выгоды от каннибализма для самок исследователи пока не могут – из-за слишком сильного разброса результатов.
Так или иначе, для самцов в том, чтобы их съели, есть определённая выгода – можно сказать, что так они делают своеобразный вклад в развитие собственного потомства. С другой стороны, нельзя сказать, что сами богомолы стремятся быть съеденными, так что, возможно, в том, чтобы остаться в живых, есть свои преимущества: например, самец-везунчик может спариться с ещё одной самкой, увеличив численность своего потомства.
Но для того, чтобы детально оценить эволюционно-энергетические плюсы и минусы каннибализма для обоих супругов, нужны дополнительные исследования и расчёты.