Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

Все | Индивидуальное поведение | Общественное поведение | Общие теоретические основы этологии | Половое поведение


Вернуться "Общественное поведение"


Учёные говорят, что каждый может читать мысли

Дата публикации: 2005-06-07 / Обсуждение [0]

Ker Than

 

Учёные говорят, что каждый может читать мысли.

Специально для LiveScience

послано 27 апреля 2005 года

Способность к эмпатии позволяет нам чувствовать эмоции других людей, распознавать и понимать их чувства, мотивы, и представлять себе их перспективу. Возникновение эмпатии - предмет интенсивных дебатов в науках, изучающих мышление.

Некоторые учёные сейчас полагают, что мы можем в конце концов докопаться до истины. Они говорят, что мы все - по существу читатели мыслей.

Эта идея очень медленно набирает сторонииков, но очевидно всё же укрепляется в научной среде.

Нейроны - зеркала

В 1996 году три нейрофизиолога проверяли странные кластеры нейронов в премоторной коре мозга макак в моменты их ошибок. Эта область мозга отвечает за планирование движений. Этот кластер нейронов возбуждался не только тогда, когда обезьянка выполняла действие, но также когда обезьяна видела такое же действие в исполнении кого-либо ещё. Нейроны реагировали одинакова как на собственно схваченный орех арахиса, но также и на наблюдение аналогичного действия в исполнении другой обезьяны или человека.

Так как эти клетки отражали действия, которые обезьяны наблюдали у других, нейрофизиологи назвали их "нейроны-зеркала"

Более поздине эксперименты подтвердили существование нейронов-зеркал у людей и преподнесли другой сюрприз. В дополнение к отражению действий, эти нейроны отражали ощущения и эмоции.

"Нейроны-зеркала позволяют нам представить себя в чужой мыслительной шкуре" - говорил Марко Якобони, нейрофизиолог в Калифорнийском университете и Лос Анжелесской школе медицины. Факически, с нейронами-зеркалами мы не должны притворяться - мы практически пребываем внутри разума другого человека.

После их открытия, нейроны-зеркала были включеы в широкий круг феноменов, включающих определённые умственные расстройства. Зеркала-нейроны могут помочь учёным, занимающимся изучением мышления объяснить, как дети развивают "теорию мышления" (ТоМ), которая есть детское понимание того, что другие люди мыслят подобно им самим. Это также может помочь пролить свет на аутизм, при котором этот тип понимания часто отсутствует.

Теория теорий

Год за годом, учёные, занимающиеся мышлением, выработали несколько теорий, объясняющий развитие ТоМ. "Теория теорий" и "теория симуляций" в настоящее время наиболее популярны.

Теория теорий трактует детей как подающих надежды учёных-социологов. Главная идея этой теории в том, что дети собирают улики - в форме жестов и мимики - и используют их повседневное понимание людей для развития теорий, которые объясняют и предсказывают ментальное состояние людей, которые с ними контактируют.

Витторио Галлезе, нейрофизиолог из университета Пармы в Италии и один из первооткрывателей нейронов-зеркал имеет другое название для этой теории; он называет ее "приближение к Вулкану", в честь Стара Трек, главного героя Спока, кто принадлежал к редкой породе так называемых Вулканов, которые скрывают свои эмоции в пользу логики. Спок был часто не в состоянии понять эмоции и основания поведения людей.

Впрочем, Галлезе сам более предпочитал теорию симуляции, чем приближение к Вулкану.

Природные читатели мыслей

Теория симуляции утверждает, что мы - природные читатели мыслей. Мы помещаем сами себя в "ментальную шкуру" другого человека, и используем наш собственный разум как модель для других.

Галлезе утверждает, что когда мы взаимодействуем с кем-то, мы делаем больше, чем просто обозреваем поведение другого человека. Он полагает, что мы создаём внутреннее представление этих чужих поступков, ощущений и эмоций внутри самого себя, как если бы мы сами двигались, ощущали и чувствовали.

Многие учёные полагают, что нейроны-зеркала реализуют предсказания теории симуляции. "Мы разделяем с другими не только путь нормальных поступков или субъективного опыта эмоций и ощущений, но также нейронные цепи, реализующие те же самые действия, эмоции и ощущения: систему нейронов-зеркал" - сказал Галлезе для LiveScience.

Однако Галлезе отметил, что эти две теории не являются взаимоисключающими. Если система нейронов-зеркал дефектна или повреждена, и наши способности к сопереживанию потеряны, то метод наблюдения-и-предположения теории теорий может быть единственно для нас возможным. Некоторые учёные подозревают, что именно это и случаетсяу людей-аутистов, чей умственный разлад не позволяет им понимать намерения и мотивы других.

Проверка подпути

Идея состоит в том, что система нейронов-зеркал аутистичных личностей как-то ослаблена или недоразвита, и как следствие, их "умственная слепота" не позволяет им симулировать переживания других. Аутистичные личности переживания больше наблюдают, чем живут ими, и неявные эмоции, которые так существенно управляют поведением других людей, им недоступны. Они предполагают ментальное состояние других людей посредством явного теоретизирования, но конечный результат - механический и обезличенный список поступков, жестов, и впечатлений - не содержит мотивов, намерений и эмоций.

Некоторые лаборатории сейчас проверяют гипотезы о том, аутистические личности имеют дефицит нейронов-зеркал, и не могут симулировать в себе ментальное состояние других людей.

Один недавний эксперимент, выполненный Хуго Теоретом с коллегами в университете Монреаля показал, что нейроны-зеркала, которые нормально активны во время наблюдения за движениями рук у не-аутистических личностей, молчат у больных аутизмом.

"Или вы симулируете в себе ментальный статус других людей с помощью нейронов-зеркал, или он полностью недоступен вам" - сказал Якобони.

\Перевёл с английского Анатолий Протопопов



Подготовлено по материалам LiveScience