- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Австрийские ученые обнаружили у какаду Гоффина способность принимать сложные решения: птицы проявили не только умение подавлять мгновенный позыв к еде, рассчитывая на более выгодное вознаграждение в дальнейшем, но и оценивать, сможет ли использование различных инструментов привести к этой выгоде. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.
Ученые провели несколько экспериментов, в которых тринадцати птицам нужно было выбирать между просто едой или их любимым лакомством, до которого приходилось добираться с использованием приспособлений. В качестве награды какаду предлагали орехи кешью, пекан, фисташки, арахис или подсолнечник — набор тестов был построен индивидуально для каждой птицы в зависимости от предпочитаемого лакомства.
В эксперименте перед какаду ставили один из контейнеров с лакомством, инструмент, чтобы достать из него еду (или неподходящее для этой задачи приспособление) и «мгновенное» лакомство — один из орехов или семян. Какаду должен был выбрать, что предпочесть — сражу же съесть еду на столе или немного подождать, чтобы достать любимое лакомство, если инструмент подходит к устройству. Если птица делала выбор, второй предмет со стола сразу же убирали.
Ученые сконструировали устройства двух типов. В одном из них какаду необходимо было шариком столкнуть недоступный другими способами орех, а в другом просунуть палку в коробку с орехом и столкнуть его с платформы, чтобы он по наклонной поверхности скатился вниз. Устройства были сконструированы так, чтобы в каждом конкретном случае подходил только один тип приспособления — палка или шарик. При этом исследователи не всегда клали подходящий инструмент.
Авторы обнаружили, что какаду способны оценивать, какой выбор приведет к более выгодному результату, то есть к любимому лакомству или большему количеству орехов. Если более вкусный орех находился в устройстве, «ключ» от которого лежал на столе вместе с каким-нибудь другим орехом, большинство птиц предпочитали воспользоваться «ключом». Если же любимое лакомство лежало на столе, какаду выбирали его. При этом, если «ключ» не подходил к устройству, птицы, как правило, съедали орехи со стола, даже если в устройстве находилась их любимая еда. Ученым удалось найти и предел оценочных возможностей какаду: когда перед птицами поставили все устройства, еду и предметы сразу, выбрать между ними они не могли. По мнению авторов, это говорит о том, что такая задача требует большего объема памяти и способности оперировать одновременно большим количеством элементов.
Причем у каждой птицы есть свой предел таких способностей. Так, один из испытуемых — Zozo — во всех экспериментах выбирал еду на столе, вне зависимости от того, что находилось внутри устройства. Другие птицы — Fini и Mayday — могли предпочитать пользоваться устройством практически во всех тестах или меняли свою стратегию в ходе эксперимента. Считается, что в природе какаду Гоффина, как правило, не используют дополнительных орудий, по сравнению, например, с известными новокаледонскими воронами, грачами или шимпанзе. Однако в неволе эти птицы могут не только учиться пользоваться орудиями, но и изготавливать их. Так, один из участников вышеописанного эксперимента — Figaro — уже прославился тем, что самостоятельно научился отламывать палочки от находящихся поблизости деревянных предметов, чтобы затем доставать ими лакомство. Он продемонстрировал это и в новом эксперименте, из-за чего ученым приходилось предварительно убирать из тестовой комнаты деревянные стулья.
Екатерина Митрофанова