- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Подобно женщинам, которые прогуливаются по улице, самки животных вынуждены терпеть домогательства мужских особей. У животных нет перцовых баллончиков или возможности отбрить нахала дежурным злобным «отвали», но у них в запасе свои методы защиты против нежелательного внимания противоположного пола. Некоторые самки бабочек, к примеру, выделяют анти-афродизиак, если после недавнего спаривания к ним пристает другой самец; раздражающее вещество отпугивает возбужденных половых партнеров. Самка африканской бабочки-парусника использует уникальную тактику избегания домогательств: она видоизменяет узор на крылышках, чтобы походить на черно-желтую особь мужского пола — точно так же, как девушки, уставшие от приключений, меняют платье на худи и мешковатые штаны.
Недавно ученые под руководством профессора Дэвида Хоскена из Эксетерского университета представили новое исследование, выдвигающего следующую теорию: женские особи большинства видов научились изощренно обороняться с помощью своей внешности. Самец обычно активно привлекает самку своими признаками, которые сигнализируют о том, что он — лучший репродуктивный выбор, однако они также обращают внимание на внешний вид партнера. В этой связи Хоскен задается вопросом: «Почему женские особи не демонстрируют свое сексуальное качество с помощью вторичных внешних половых признаков, как самцы?»
Давно замечено, что самки обычно имеют менее привлекательный вид по сравнению с самцами того же вида — очевидным примером служит половой диморфизм у павлинов — но предыдущие объяснения тусклого оперения самок сводились к большей необходимости маскировки женских особей от хищников и экономии энергии для продолжения рода. Однако, по Хоскену, «если допустить, что естественный отбор может благоприятствовать сигналам самок, которые сокращают нежелательные домогательства самцов (таким, как выделение анти-афродизиака или поселение вдали от мужской части популяции), очень вероятно, что эти домогательства могут создавать отрицательное селекционное давление на признаки самок, свидетельствующие о их сексуальном качестве — даже если бы при отсутствии домогательств эти признаки улучшали шансы самок на продолжение рода». Иначе говоря, согласно Хоскену, женские особи намеренно выглядят невзрачно, чтобы отвести от себя нежелательное мужское внимание, порой жертвуя возможностью привлечь лучшего самца. Для проверки своей теории ученый работает над вопросом «правда ли, что более „привлекательные самки“ сильнее подвержены домогательствам, чем „непривлекательные“?» — но большинству читателей не нужно дожидаться экспериментов над зверями, для них ответ и так очевиден.