Вернуться "Общие теоретические основы этологии"

Механизмы возникновения агрессии у мужчин и женщин разные

Дата публикации: 2015-01-24 / Обсуждение [0]

Через 100 лет после начала Первой мировой войны ученые пытаются понять механизмы, лежащие в основе порождения агрессии. Австрийский ученый Конрад Лоренц, получивший Нобелевскую премию за создание этологии – науки о поведении животных, – в ходе второй войны попал в советский плен, а освободившись, написал книгу «Агрессиология», в которой приводил результаты опытов на крысах. Никто и подумать не мог, что чуть более чем через полвека потомки жертв Холокоста, работающие в Вейцмановском институте науки, что в Реховоте неподалеку от Тель-Авива, получат возможность «докопаться» до генов агрессии (по крайней мере агрессии мышиных мам по отношению к мышатам других самок).

Все знают сказочную историю Золушки и ее агрессивной мачехи. Ученые в Реховоте вместе со своими американскими коллегами из Гарварда, Алабамы и Мичигана с помощью выключения генов прокартировали отделы мозга, связанные с социальным поведением самок мышей. Цель – выявить механизмы материнской агрессии. Оказалось, что в основе ее лежат феромоны, или пахучие вещества, определяющие выбор партнера для спаривания и последующую заботу о потомстве. При этом главную роль играет ген, отвечающий за синтез белкового рецептора восприятия «отдушки». У самцов, как пишут авторы в своей статье, опубликованной в одном из приложений к журналу Nature, генные механизмы агрессии в ответ на «вторжение» оказались несколько иными.

В Иллинойском университете решили сравнить агрессию у пчел и дрозофил, отстоящих друг от друга на 300 млн лет на эволюционной лестнице. Несмотря на столь значительный разрыв во времени, молекулярные механизмы оказались эволюционно консервативными. Ученые действовали на насекомых двумя инсектицидами, подавляя энергетический обмен, то есть выработку молекул АТФ в нейронах мозга. Уровень агрессии замеряли через сутки в ходе специального теста. Было зафиксировано повышение агрессии на 28–34% (по сравнению с действием безвредного для насекомых ацетона). Это позволило говорить о модуляции социального поведения при блокировании «энергетической хартии».

Авторы статьи в журнале «Труды АН США» (PNAS) отмечают, что снижение выработки АТФ наблюдается у людей с различными нейропсихологическими расстройствами. Интересно также, что воздействие на глию – клетки белого вещества мозга – никак не сказывалось на поведении пчел и плодовых мушек.

Сотрудники университета штата Юта полагают, что общественные связи людей укреплялись на протяжении последних 50 тыс. лет благодаря снижению у наших непосредственных предков уровня мужского тестостерона, что привело к истончению и облегчению костей черепа, получившего возможность вмещать все больший мозг. Авторы отмечают, что накопительная эволюция технологий на протяжении этого отрезка времени сопровождалась «феминизацией» лицевого и черепного скелетов (кранио-фациального) и порождением современного поведения. Оно, в частности, проявляется в нарастании социальной толерантности (способности жить в больших группах), взаимопомощи и кооперации (пример двух мировых войн показывает, что у технологической эволюции есть и обратная, разрушительная, сторона).

Но вернемся в современность. Тот же PNAS опубликовал отчет исследователей Даласского университета (J. of Family Psychology), в котором на примере 203 семей они установили, что нарастание проблем между родителями отрицательно сказывается на отношениях отцов и матерей с их детьми.

Другое приложение Nature поместило статью, полученную из университета Вандербилта, с данными исследования мозга 20 молодых людей и 10 девушек, направленного на выявление роли миндалины (Amygdala), представляющей собой лежащую в глубине височной доли группу клеток, отвечающих за наши положительные и отрицательные эмоции, возникающие, в частности, при нежелательных действиях других людей по отношению к нам или нашим близким. Оказалось, что миндалина быстро «гаснет», если нежелательные действия оказывались непреднамеренными. Миндалина также участвует в определении выражения лиц встречаемых нами людей, по которым можно судить, стоит ли доверять их обладателям.

Выяснилось, что нейроны миндалины никак не реагируют на длину прически. Более важными для них с точки зрения доверительности является степень открытости глаз и горизонтальное положение губ. Так что если вы хотите понравиться кому-то и войти в доверие, не опускайте края губ и не опускайте веки.