Вернуться "Общественное поведение"

Отношение к социальным нормам зависит от активности того или иного участка коры головного мозга

Дата публикации: 2013-11-20 / Обсуждение [0]

Источник изображения: Swiss Francs by thegrid.ch, on Flickr

Наши честные или нечестные поступки зависят от активности определенной зоны в коре головного мозга, но при этом наши представления о нормах морали не меняются.

Поведение человека в социуме всегда подчиняется общепринятым моральным нормам с коррекцией на личное восприятие этих норм каждым конкретным индивидуумом. Понятия поведения относятся к высшей нервной деятельности, которая делится на неосознанное поведение (инстинкты и рефлексы) и осознанное – то, что приходит с воспитанием и опытом. Но недавно ученые обнаружили, что стимуляцией определенных участков мозга можно добиться поступков, основанных на личном отношении к моральным нормам.

Ученые из Цюрихского университета провели эксперимент – 63 человека получили некую сумму, и должны были честно разделить ее со своим партнером. В одном из вариантов опыта участников предупредили, что в случае обмана их ожидает наказание. В процессе опыта ученые проводили стимуляцию различных зон коры головного мозга слабыми электрическими импульсами.

В результате обработки результатов эксперимента выяснилось, что стимуляция правой латеральной части префронтальной коры влияет на решение, поступать честно или нет.

При стимуляции указанной зоны участники эксперимента делили деньги честно лишь только под давлением угрозы о наказании, если же можно было «обмануть» безнаказанно, то и дележ был «в свою пользу».

При подавлении активности нейронов в этой же зоны все происходило наоборот – перспектива грядущего наказания почему-то не была эффективной, и деньги делились с выгодой для себя, а вот при добровольном дележе как раз обе части денег были равны.

Примечательно, что в обоих вариантах участники эксперимента не сомневались в справедливости наказания за обман.

Этот результат наглядно показал, что наши поступки и наше представление о честности оказываются «сами по себе», и заставляет задуматься, а не дает ли этот факт основание предположить, что управление и контроль над поведением людей может осуществляться с помощью внешнего излучения, сообщает Компьюлента.

Похожие материалы:
Обман запоминается лучше, чем честные поступки. Исходя из этих соображений, эволюционные психологи предполагают, что естественный отбор должен был выработать у наших предков специальные психологические адаптации, помогающие выявлять и запоминать обманщиков. У этой гипотезы есть ряд проверяемых следствий.

Похожие материалы:
У обезьян обнаружили способность к обману. Реагируя на предупреждение товарищей, около 40 процентов других обезьян прекращало есть, и обманщики могли заполучить пищу, которая в другом случае была бы им недоступна. Авторы работы склонны думать, что капуцины обманывают товарищей сознательно, рассчитывая заполучить еду.