Не в тему

Вернуться "Половое поведение"

«Женщине дешевле «усыпить» сперму»

Дата публикации: 2012-01-30 / Обсуждение [0]

Почему тесты мужской спермы при проверке на бесплодие часто бывают ошибочными, установлено европейскими биологами, которые выяснили, как самки многих живых существ – от птиц и рептилий до насекомых – обладают свойством сохранять в своем организме сперму самцов на дни и даже годы. Сперма, выброшенная самцом в свободное пространство, живет секунды. Попав по назначению, в организм самки, она может сохраняться в течение куда более долгого времени. Рекордсмен в этом отношении – муравьиная королева, которая, как установлено, может сохранять в себе сперму самца как минимум до 30 лет. Зачем ей нужно такое архивирование, непонятно. До сих пор непонятно было также, каким образом ей это удается.

Ясность в этот вопрос внес Клаус Рейнхардт, британский энтомолог из Университета Шеффилда, специализирующийся на интимной жизни клопов, кузнечиков и сверчков. Он установил, что самки многих живых существ, от птиц и рептилий до насекомых, обладают свойством сохранять в своем организме сперму самцов на дни, недели и даже годы в «рабочем» состоянии.

Это свойство, как выяснил ученый, возможно за счет резкого снижения метаболизма сперматозоидов – соответственно, выработки ими свободных радикалов (химически активных молекул с окисляющими кислородными связями), которые быстро разрушают своих создателей. При этом сперма, попавшая в организм самки, «засыпает», то есть резко замедляет свой метаболизм и соответственно снижает скорость образования свободных радикалов, чем и продлевает свою жизнь.

Связь между свободными радикалами и продолжительностью жизни известна – диетологи давно советуют есть побольше фруктов и овощей, которые содержат антиоксиданты. Но то, что женский организм заменяет сперматозоидам фруктово-овощную диету, до сих пор ставилось под сомнение и никакими экспериментами доказано не было. «Все клетки вырабатывают эти молекулы, – говорит Рейнхардт, – но сперма вырабатывает их больше – вероятно, за счет своего очень быстрого метаболизма.

Больше того, считается, что свободные радикалы ускоряют старение всех клеток. Поэтому нам показалось разумным предположение о том, что избавление от свободных радикалов может значительно продлить жизнь спермы».

Для проверки гипотезы Рейнхардт и его французская коллега Анна-Сесиль Рибу из Университета Перпиньяна использовали метод, применяемый при диагностике рака – флуоресцентную время-разрешенную микроскопию (FLIM), что позволило оценить скорость метаболизма и количество окисляющих свободных радикалов. С его помощью они проанализировали сперму, изъятую из репродуктивного тракта средиземноморского сверчка.

Выяснилось, что сперма, полученная самкой, уже через час и далее как минимум в течение 26 дней жила с метаболизмом, сниженным на 37% по сравнению со «свободной» спермой. Соответственно количество свободных радикалов, вырабатываемых ею, уменьшилось на 42%. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B .

По мнению Рейнхардта, это открытие объясняет, почему тесты мужской спермы при проверке на бесплодие так часто бывают ошибочными: сперма просто не доживает до анализа, а если даже и доживет, то скорость ее метаболизма в женском организме (соответственно, ее плодовитость) предсказать невозможно, поскольку этот параметр зависит только от женщины.

«Причина, по которой женщина не дает сперме вести себя буйно в ее репродуктивных трактах, вероятно, заключена в том, что для нее дешевле «усыпить» ее, чем удовлетворить ее бешеные энергетические потребности,» – подытоживает Рейнхардт.

В планах группы более глубокое изучение процесса «усыпления» спермы в организме самки, с тем чтобы понять, можно ли управлять этим процессом и насколько результаты этой работы могут быть применимы к человеку.

Подготовлено по материалам gazeta.ru