- Орангутаны научились использовать орудия с выгодой для себя [2019-03-22]
- Мозг собак отличил настоящие слова от тарабарщины [2019-03-22]
- Какаду Гоффина выклевали палочки из картонки и использовали их в быту [2019-03-22]
- Орангутанов уличили в создании крючков [2019-03-22]
- Любовь самок гуппи к ярким самцам объяснили генами и освещением [2019-03-22]
- Орангутаны рассказывают друг другу о прошлом [2019-03-22]
- Блеск и нищета этологии [2018-05-03]
- Почему хозяева похожи на своих собак? [2018-03-15]
- Интервью с Анатолием Протопоповым [2019-02-13]
- Цирки: развлечение vs мучение [2018-12-15]
Drillspb.ru
drillspb.ru - Бурение скважин в СПб - цены от 2 500 за метр. Звоните: +7 (812) 649-00-24.
drill98.ru
Опубликована в 2005 году. Второе издание − 2008 г.,
ИД «Сова», Новосибирск. − 720 стр.
Оглавление
Введение
- Понятие инстинкта
- Открытые программы
- Генетическая и культурная наследственность у человека
Глава 2 Групповой отбор, происхождение человека и происхождение семьи
- Групповой отбор
- Очерк происхождения человека
- Гипотезы о происхождении человека
- Образование племен
- Происхождение семьи
Глава 3 Социальная справедливость
- Наука и общественная жизнь
- Инстинктивные основы социального поведения
- Коллективистская и индивидуалистическая мораль
- Асоциальные паразиты
- 1. Значение культуры
- 2. Дихотомическое устройство человека
- 3. Древнейшие механизмы культуры
- Дихотомия добра и зла
- Система ценностей
- Религия
- Семья
- Равенство в племенной культуре
- Идеалы культуры
- Относительность идеальных понятий
- Общие закономерности развития культур
Глава 5 Возникновение неравенства
- Родовая знать
- Государство
- Частная собственность
Глава 6 Начало классовой борьбы
- Общественные конфликты
- Пути порабощения человека
- Начало классового общества
- Рабство и свобода
- Изобретение денег и его последствия
Глава 7 Христианство и Средние века
- Гибель древней цивилизации
- Сущность христианства
- Происхождение христианства
- Учение Христа
- Церковь и Темные века
- Наследие древности
- Христианская церковь
Глава 8 Прогресс и его изнанка
- Происхождение идеи прогресса
- Понятие прогресса
- Сравнение культур
- Гуманистическая система ценностей
- Идея прогресса
- Оборотная сторона прогресса
- Французская Революция
Глава 9 Рынок и современная цивилизация
- Предпосылки первой цивилизации
- Население
- Рынок
- Разорение крестьян
- Роль Европы
- Явление машины
- Свободный рынок
- Игры и экономическое поведение
- Ограничения свободного рынка
- Экстремальные принципы в естествознании
- Локальность равновесия
- Границы применимости принципа Адама Смита
- Ограничения свободного рынка
- Кибернетический смысл регламентации рынка
- Современный капитализм
- Промышленная революция
- Капитализм в Англии
- Капитализм во Франции
- Пролетарская революция
- Новая религия
- Утописты
- Фурье
- Сен-Симон
- Оуэн
- Луи Блан
- Маркс и марксизм
- Социал-демократы и современный капитализм
Глава 12 Русская революция и коммунизм
- Сущность коммунизма
- Россия
- Большевики и советская власть
- Террор и конец коммунизма
- Фазы развития культуры
- Национальный вопрос и война
- Первая Мировая война и кризис социализма
- Вторая Мировая война и кризис демократии
- Усталый мир
- Почти невозможная история
- Инстинктивные и культурные установки человека
- Картина мира
- Ньютонианство
- Наука и религия
- Границы ньютонианства
- Кибернетика современного общества
- Квазистатическая модель эволюции культуры
- Модель стимулируемого потребления
- Идеалы культуры
- Возникновение идеалов
- Культура и человек
- Первые христиане
- Французские просветители
- Русская интеллигенция
- Проблема человека
- Народ и его друзья
- Философия и идеология
- Простой человек
- Цели культуры
- На пороге будущего
- Интеллигенция будущего
Приложение: Общество потребления
Введение
Так называемая «природа человека» была и остается предметом заблуждений. Старое заблуждение было в том, что человек по природе своей ангел, но падший ангел; новое заблуждение состоит в том, что человек по своей природе зверь, но зверь, поддающийся дрессировке. Вряд ли надо доказывать, что человек никогда не был и не может быть ангелом. Но философия Нового времени, поставившая земные интересы на место небесных, впала в другую, противоположную крайность. Она изобразила человека чудовищем эгоизма и жестокости, а человеческое общество – как «войну всех против всех» (bellum omnium contra omnes). Это понимание природы человека, с циничной прямотой высказанное Гоббсом, до сих пор остается основой государственной мудрости западного мира. Что бы ни говорили в торжественных случаях его представители, подсознательное мышление и вытекающие из него установки этих людей предполагают, что человек – опасный зверь, всегда преследующий корыстные интересы, а вся организация общества нужна для того, чтобы держать этого зверя в узде.
Нетрудно видеть, что строй, именуемый «демократией», в сущности опирается на эти представления. Демократия началась с насильственных притязаний власти и насильственного сопротивления этим притязаниям; она держится на принципе равновесия властей (checks and balances), то есть предполагает едва сдерживаемый конфликт, часто принимающий резкие формы. Представление Гоббса о «природе человека» по-прежнему господствует в общественной жизни. Но это представление неверно.
Выражение «природа человека» – если оно имеет какой-нибудь смысл – относится не к ангелу и не к зверю. Аристотель определил человека как «общественное животное», но более точное определение дал немецкий антрополог Арнольд Гелен: человек – это культурное существо (Arnold Gehlen, Der Mensch, seine Natur und seine Stellung in der Welt). Конрад Лоренц объясняет это определение следующим образом: «Вся система врожденного поведения и реакций человека филогенетически устроена, то есть «рассчитана» эволюцией таким образом, что нуждается в дополнении культурной традицией». Культура доставляет ему язык, без которого нет человека, и многое другое, чего не содержит человеческий геном. Для понимания человека надо принимать во внимание присущие ему – и только ему во всем живом мире – две взаимодействующих системы наследственности, генетическую и культурную. Только новая наука о поведении животных и человека – этология – открывает путь к такому синтезу. Конрад Лоренц в своих работах, прокладывающих новые пути в науке, внес неоценимый вклад в самопонимание человека, сравнимый лишь с открытиями Дарвина. Лоренц открыл инстинкт внутривидовой агрессии, присущий всем «территориальным» животным: этот инстинкт побуждает их охранять используемую ими территорию от животных своего вида. Лоренц показал, каким образом из инстинкта внутривидовой агрессии произошло узнавание индивида, а затем все высшие эмоции животных и человека, в том числе такие специфические эмоции человека, как дружба и любовь. По этой причине он назвал свою знаменитую книгу «Так называемое зло» (Das sogenannte Böse), подчеркнув этим положительные аспекты агрессии.
В мире животных инстинкт внутривидовой агрессии играет роль «отталкивания». Другой инстинкт, играющий роль «притяжения», был открыт Дарвином – это социальный инстинкт, определяющий условия общественной жизни стадных животных. Именно этот, еще недостаточно изученный инстинкт определил образование первоначальных человеческих групп, а затем, вместе с культурными факторами, племен и государств. Равновесие животных сообществ, и в частности человеческих обществ, зависит от динамического равновесия этих двух великих инстинктов. В природе равновесие всегда достигается таким образом – как результат действия противоположных сил: простейшим примером является уже равновесие молекул кристалла, в конечном счете возникающее за счет наличия двух электрических зарядов.
Один из стереотипов философии – предполагаемая «неизменность человеческой природы». Философы считали этот тезис столь очевидным, что даже не затрудняли себя доказательствами, ограничиваясь пессимистическими замечаниями о человеке – с примерами, которые нетрудно подобрать. Но если можно сравнивать людей разных эпох и культур, это не значит, что надо сравнивать новорожденных. В таком случае «неизменность» можно в самом деле оправдать, поскольку анатомия и физиология человека вряд ли сильно изменилась с эпохи неолита. Сравнивать надо взрослых людей, сложившихся в их культуре; а тогда обнаруживается изменчивость «природы человека», как раз и делающая это понятие интересным. Культурная наследственность позволяет людям передавать потомству приобретенные ими знания и навыки. Наследование приобретенных признаков, постулированное Ламарком и отсутствующее в биологии, парадоксальным образом обнаруживается в человеческой культуре. Вследствие этого необычайно ускорилась эволюция человека. Эта же причина обусловливает пластичность человеческой природы, способной к необычным в живой природе превращениям.
Однако, в человеческой природе есть древнейший слой, определяемый инстинктами, то есть генетической наследственностью. Этот слой не может быть изменен культурой, хотя формы проявления инстинктов зависят от культуры и определяют облик этой культуры. Биологическое в человеке всегда противилось формальному подходу и считалось «иррациональным». С ним связаны понятия «добра» и «зла»: первое из них представляет в фантастической форме социальный инстинкт, а второе – инстинкт внутривидовой агрессии. В этом слое нашей психики содержатся и правила племенной морали, определенные социальным инстинктом и распространенные мутацией на больший коллектив – человеческое племя, а в наше время это общее достояние всех племен превращается, в ходе культурной эволюции, в этику будущего человечества. Эти правила племенной морали были нарушены в ходе развития общества, где возникли структуры и отношения, воспринятые человеком как «социальная несправедливость».
Предметом этой книги является реакция на «социальную несправедливость», проходящая через всю историю и получившая название «классовой борьбы». Классовая борьба возникает вследствие ряда причин, биологических и культурных, взаимодействие которых я пытаюсь описать. Моя главная цель – выяснить действие социального инстинкта в человеческом обществе, описать условия, фрустрирующие его проявления, и объяснить последствия всевозможных попыток подавить этот неустранимый инстинкт. Я начинаю с описания системы инстинктов человека с точки зрения этологии, отмечая специфически человеческие черты этих инстинктов, единственные в животном мире. Затем я рассматриваю биологическую составляющую истории на известном материале, который, по-видимому, никто еще не пытался истолковать с этой стороны. Наконец, в конце книги я привожу некоторые удручающие факты, касающиеся нынешнего биологического и культурного положения человека – факты, уже отчасти указанные в книге Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Более подробное представление о содержании книги можно составить из оглавления.
Я не пытаюсь определить, что такое справедливость: это слово означает обычно соблюдение принятых в обществе правил, но такие правила зависят от места и времени. Напротив, инстинктивная реакция, которая меня интересует, имеет биологическое происхождение: она обусловлена социальным инстинктом человека и потому не может быть изменена. Но можно изменить фрустрирующую человека культуру, определяющую условия действия наших инстинктов. Институт демократии несомненно нуждается в реформе. Этот институт образовался в Средние века и содержит в себе отчетливое отрицательное представление о человеке, заимствованное из христианской эсхатологии. Но демократия меняется. Она уже не нуждается в смертной казни и не привязывает человeка к позорному столбу. Если сравнить наше нынешнее понимание демократии, например, с английскими законами начала девятнадцатого века, то изменение демократии оказывается очевидным фактом. Демократия все еще нуждается в силе – и не должна быть слабой – но она больше доверяет человеку. Меняется не только «человеческая природа», но и наше представление о ней.
Философы всегда были пессимистами – не только кабинетные мыслители вроде немецких идеалистов, но даже более знакомые с человеческим обществом, такие, как Юм, тоже веривший в неизменность «природы человека». Биологическая революция в философии, произведенная Лоренцем, может изменить эту укоренившуюся установку. Мы знаем теперь, что в человеческом обществе возникает обратная связь – самопонимание общества и сознательное изменение его усилиями человека. Нынешнее общество, с его механическими реакциями на случайные события, вообще нежизнеспособно. Если человечество выживет, то возникнет новое общество, где будет жить новый человек. Это далекая цель, но ничто меньшее нас не спасет.
Оглавление:
- Оглавление и введение
Глава 1. Инстинкт
Глава 2. Групповой отбор, происхождение человека и происхождение семьи
Глава 3. Социальная справедливость
Глава 4. Культура и поведение
Глава 5. Возникновение неравенства
Глава 6. Начало классовой борьбы
Глава 7. Христианство и средние века
Глава 8. Прогресс и его изнанка
Глава 9. Рынок и современная цивилизация
Глава 10. Начало капитализма
Глава 11. Начало социализма
Глава 12. Русская революция и коммунизм
Глава 13. Двадцатый век
Глава 14. Явление человека
Глава 15. Возможное будущее
Приложение. Общество потребления