Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

список интервью


Обманывай и размножайся

О том, как мы обманываем сами себя и других людей, рассуждает биолог-эволюционист Роберт Триверс.

Роберт_ТриверсРоберт Триверс: «Я проиграл борьбу с самообманом»

Справка: 
Роберт Триверс – один из самых известных биологов-эволюционистов. Его труды оказали влияние на социобиологию, эволюционную психологию, поведенческую экологию и концепцию Ричарда Доукинса, касающуюся гена эгоизма. Он является профессором кафедры антропологии и биологических наук Университета Рутгерса в Нью-Брунсвике (штат Нью-Джерси, США). Его последняя книга выходит в этом месяце в США под названием «Глупость глупцов» и в Великобритании под названием «Обман и самообман»

Уже многие годы самообман находится под пристальным вниманием психологов, почему Вы считаете, что необходим новый подход?

– Психологи так и не создали теорию. Самообман – это центральное понятие психологии, но если читать только книги по психологии, то можно ослепнуть и свихнуться, прежде чем поймёшь фундаментальные принципы этой науки. Новый взгляд на самообман должен возникнуть из эволюционной логики. Его следует рассматривать как расплату за успехи в производстве потомства.

Вы утверждаете, что мы обманываем себя постоянно. Но зачем нам это нужно?

– Как минимум, для того чтобы лучше обманывать других. Сознательный обман требует больших умственных трудозатрат. Необходимо придумать такую историю, чтобы она была убедительной, не противоречила ничему известному или тому, что может стать известным. При этом её нужно запомнить, чтобы в дальнейшем не противоречить самому себе.

Это требует концентрации, потому что я своим видом могу выдать ложь. Если я что-то должен скрыть от вас, то мне нельзя встречаться с вами взглядом. Что касается лингвистических признаков лжи, то таковыми являются более продолжительные паузы и множество вводных слов, поскольку мне нужно придумывать свою историю. Помимо этого, нас выдаёт стремление постоянно быть начеку. Предположим, я подхожу к ключевому слову в моей лжи. Я тут же напрягаюсь, при этом мой голос автоматически повышается, и с этим трудно что-либо поделать.

Значит, вера в свою собственную ложь помогает нам снять с себя эту умственную нагрузку?

– Да. Если сделать ложь подсознательной – полностью или частично, то в речи не будет признаков обмана. Это одна из причин, по которой человек осваивает самообман. Чем больше во лжи неосознанного, тем легче её скрыть.

Встречаются ли другие типы самообмана?

– Ещё одной довольно распространённой формой самообмана является общая тенденция к завышению самооценки. Если вы спросите у старшеклассников, относятся ли они к той части класса, которая выделяется лидерскими способностями, то 80% ответят утвердительно, а 70% ответят, что они лучше всех в классе выглядят. Но этого не может быть! Однако

больше всех подвержены самообману учёные.

Если спросить профессоров, относятся ли они к наиболее продвинутым представителям своей профессии, то утвердительно ответят 94 процента.

Выходит, что мы обманываем себя в угоду собственному самолюбию?

– Это тоже необходимо, чтобы обмануть других. Мало смысла в том, чтобы, обманывая себя, не обманывать других.

Зачем нужно обманывать других?

– Существует великое множество ситуаций, когда обман выгоден. Если вы собираетесь что-то украсть, то вам придётся солгать, чтобы скрыть кражу. Если у вас есть романтические отношения с кем-нибудь, то вам иногда приходится лгать, чтобы они не пострадали. Опять же, что мы понимает под личной выгодой? По большому счёту (с биологической точки зрения.– Ред.) успех измеряется тем, сколько ты произвёл потомства. Однако нет прямой зависимости между обманом и успехами в деле размножения. Например, если я лгу и делаю карьеру в корпорации, то разве это приводит к увеличению количества детей? Поэтому мы должны отдельно рассмотреть вопрос о том, почему карьерный рост ведёт к большей выживаемости потомства.

Но за всё нужно платить, не правда ли?

– Конечно. Причём плата обретает различные формы. Чаще всего плата приходит в виде того, что вами начинают манипулировать другие. Человек, подверженный самообману, может быть единственным, кто не знает, что происходит на самом деле. Мошенники умеют запускать механизм самообмана, а потом начинают управлять вами. Обычно платой является то, что вы перестаёте ощущать реальность.

Но, тем не менее, выгода всегда больше?

– Нередко. Самообман не развился бы, если бы овчинка не стоила выделки.

Давайте вернёмся к эволюции. Являются ли люди единственным видом, способным заниматься самообманом?

– Нет, я так не думаю. Ложь широко распространена в животном царстве. Возьмём хотя бы мимикрию. Виды, которые совершенно безобидны и очень вкусны, защищаются тем, что начинают походить на ядовитые или невкусные виды.

Психологи в скором времени смогут доказать, что самообман присутствует и у обезьян.

Как и люди, обезьяны обычно ассоциируют членов «своей группы» с позитивными стимулами, например фруктами, а членов других групп – с отрицательными стимулами, например пауками.

Приходят ли дети в этот мир с уже развитой способностью к самообману или она появляется через некоторое время?

– На этот вопрос сегодня трудно ответить. Есть свидетельства того, что у детей самообман отмечен в возрасте шести месяцев от роду. К восьми или девяти месяцам у них развивается способность скрывать свою заинтересованность в чём-то. Однако демонстрация самообмана это не простое дело.

Правда ли, что самообман связан с умственными способностями?

– Да, по крайней мере если речь идёт об обмане. Чем умнее ваш ребенок, тем больше он или она обманывает.

Обманываете ли Вы сам себя?

– Моя книга заканчивается главой, посвящённой борьбе с самообманом. Но что касается меня, то я эту борьбу проиграл. Я постоянно повторяю одни и те же ошибки. Если вы спросите меня о моём самообмане, то я могу вам рассказывать об этом без конца, и стихами, и прозой. Но могу ли я удержаться и не повторить завтра то, что я делал вчера? Конечно, нет, хотя в моей профессиональной карьере я всё реже и реже прибегаю к самообману, всё больше проверяю результаты и становлюсь немного упрямее.

Может, и это самообман?

– Конечно.

Полный текст интервью читайте в декабрьском выпуске журнала NewScientist




2011:12:13